Общая характеристика воображения, по просьбе читатей
Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что воздействует на него в данный момент, или представляет то, что воздействовало раньше, но и создает новые образы. Он может представить местность, в которой никогда не был, опираясь на описание ее другими людьми, представляет такие виды животных, растений, с которыми еще не встречался и о которых узнал лишь со слов других людей. Он может представить даже то, что не существует в действительности. Композитор представляет новую создаваемую им мелодию. Изобретатель представляет новую конструкцию механизма, его отдельные части, их взаимодействие.
Новое намечается нередко в форме идеи, которую надо воплотить в том, что еще будет создано. В творческий замысел писателя входит идея произведения. Архитектор намечает идею сооружения, которое им проектируется.
Воображение необходимо как в практической, так и в теоретической деятельности людей. Ленин, говоря о фантазии (а это один из видов воображения), указывал: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие диференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии».
Именно так бывает иногда у школьников, когда им рассказывают о чем-либо незнакомом для них: об исторических фактах, географических явлениях и т. п. Исторические факты нередко модернизируются, т е. представляются учащимися в соответствии с современностью. То же самое наблюдается при чтении художественной литературы, если сюжет произведения далек от современности. Одна из учениц V класса, например, излагая рассказ Тургенева «Муму», пишет, что «Герасим ушел от барыни в колхоз». При изучении географических явлений учащиеся нередко, в соответствии со своим опытом, представляют их в совершенно ином виде по сравнению с действительностью. Высота всемирно известных водопадов, например, по аналогии с тем, что приходилось видеть школьнику, представляется иногда равной всего лишь стене комнаты.